Пролив Босфор в Стамбуле

Босфорский пролив — это геологическая артерия протяженностью 30 километров, пролегающая между берегами Европы и Малой Азии. Он ведет из Черного моря в Мраморное, а также соединяет его с Эгейским. Помимо важного транспортного и стратегического значения Босфор представляет особую привлекательность для туристов. У самого выхода пролива в Мраморное море находится Стамбул — один из крупнейших турецких городов. Здесь находится множество знаковых мест, что неудивительно. Эти края застали не одну историческую эпоху и сохранили ее бесценное наследие. О том, что представляет собой Босфор, о его истории и главных достопримечательностях читайте в нашей статье.

Где находится пролив

Если взять за ориентир Черное море, Босфор находится на его юго-западном побережье. Пролив разделяет Стамбул на две части, поэтому его еще называют Стамбульским. Здесь он впадает в Мраморное море, а затем — через Дарданеллы — в Эгейское.

История

Тысячи лет назад на нашей планете еще бушевали масштабные геологические процессы. Ученые предполагают, что формирование нынешнего облика пролива произошло около 10 тысяч лет назад во время одного из ледниковых периодов. Таяние привело к тому, что огромные массы воды хлынули в сторону Черного моря через скалы. На их пути лежало русло реки, которое впоследствии и стало Босфором. В середине 7 века до нашей эры древние греки построили здесь город Византий. Удачное географическое расположение способствовало быстрому росту и благополучию города: здесь находились важнейшие морские торговые пути. Однако этот же факт и стал причиной частых нападений на город. Спустя столетие Византий был захвачен персами во время их военной кампании против скифов. Впоследствии греческий флот отбил город.

Важной вехой в истории Босфора стало подчинение Византия Римской империи в 74 году до нашей эры. Это событие определило последующие два столетия для приморского города. Спокойные времена закончились, когда Византий поддержал мятежного императора Песцения. Город несколько лет осаждался войсками признанного правителя Рима — Септимия Севера. Осада завершилась победой последнего и разрушением стен Византия.

Следующий этап истории — перенос сюда столицы Византийской империи в 4 веке. Город был переименован в честь императора Константина и получил название Константинополь.

В 1453 году после продолжительной осады город захватывают войска Османской империи. Как и в древние времена удобное географическое расположение было использовано для укрепления политических амбиций и осуществления контроля над акваторией Черного моря.

Впоследствии, уже в начале 20 века, Турецкая республика сохранила за собой право владения Босфором, однако при условии свободного прохода через него иностранных судов.

До конца Второй мировой войны пролив был закрыт для судов обеих сторон конфликта, так как Турция сохраняла нейтралитет до 1945 года.

Мосты пролива Босфор

Эти величественные конструкции соединяют не только две части Стамбула, но также, как мы отметили ранее, Европу и Малую Азию. Помимо своего прямого назначения они привлекают туристов архитектурными изысками, а также завораживающими видами на водную гладь пролива. Всего через пролив ведет три моста. Расскажем об истории и особенностях каждого.

Босфорский мост — Мост Мучеников 15 июля

Является первым мостом, перекинутым через Босфор. Идея строительства возникла еще в 1950-е. Впрочем, некое подобие моста возникло здесь еще во времена военного похода персов против кочевых племен скифов: с целью быстрого перемещения между берегами персы соорудили «мост» из лодок, досок и бревен. Долгий и тщательный выбор проекта осуществлялся в течение длительного времени. Усилия турецкого правительства не прошли даром. Строительство завершилось в 1973 году и было торжественно приурочено к полувековому юбилею Турецкой Республики. Разработка проекта велась совместными усилиями британских и немецких архитекторов. Возведение осуществляли турецкие строители.

Босфорский мост был сооружен по навесному принципу. Гибкое полотно длиной 1500 метров опирается на две несущие конструкции и соединено с ними тросами. Ширина моста — 33 метра. Опоры разделяют канал на три пролета, центральный из которых — высотой 64 метра — является судоходным. Автомобильный транспорт движется по 6 полосам (по 3 в обе стороны). Стоит отметить, что за день здесь проезжает несколько сотен тысяч авто и туристических автобусов, что особенно подчеркивает важность сооружения. Проезд является платным, для пешеходов мост закрыт из соображений безопасности.

Свое нынешнее название «Мост Мучеников 15 июля» получил в память о трагических событиях 2016 года, когда в Турции была осуществлена попытка государственного переворота.

В настоящее время это — второй по протяженности мост в Стамбуле. Величественность конструкции можно оценить в ходе водных экскурсий или со смотровой площадки одного из небоскребов древнего города.

Мост султана Мехмеда Фатиха

Как мы отметили ранее, вопрос строительства моста через Босфор поднимался с середины 20 века. Первым в 1973 году был построен Босфорский. За десять лет нагрузка на мост возросла настолько, что на нем стали образовываться автомобильные пробки. В связи с этим было принято решение о строительство в северной части Стамбула еще одного моста. Свое название он получил в честь султана, завоевавшего Константинополь в 15 веке. Мост торжественно открыли в 1988 году в ознаменование 535 лет данного исторического события.  Проект вновь разработан британскими архитекторами и инженерами. Возведением занимались японские, итальянские и турецкие строительные компании.

Результат получился выдающимся. Сооружение длиной 1500 метров с двумя пилонами, содержащими элементы традиционных минаретов, занимает 12 место в списке самых длинных мостов в мире. Остальными параметрами мост походит на своего «старшего брата». Его ширина составляет 39 метров, а высота судоходного пролета — 64 метра. Как и Мост Мучеников 15 июля в сутки он пропускает до полутора сотен тысяч авто. Проезд также является платным, а вход пешеходам запрещен в целях безопасности.  Вечером на мосту включается уникальная подсветка. Местные жители и туристы отмечают, что самый лучший вид на это притягательное зрелище открывается с небоскреба Сапфир — самого высокого здания Стамбула и всей страны.

Мост султана Селима Явуза

Турция — одна из популярнейших туристических стран. Это обусловлено замечательным климатом, наличием теплого моря, множества достопримечательностей и всех необходимых удобств для отдыхающих. Рост числа туристов и увеличение общего пассажиропотока привели к необходимости возведения еще одного моста через Босфор.

Расположенный у выхода пролива в Черное море висячий мост султана Селима Явуза построен в 2016 году. Авторами проекта выступили швейцарские инженеры, объединившие усилия с французским архитектором Мишелем Вирложе. Является наиболее протяженным и внушительным среди всех мостов через пролив. Длина составляет 2160 метров, ширина — 59. Два пилона, венчающие края моста, являются самыми высокими в мире (320 метров). Дорожное полотно состоит из 8 полос (по 4 в каждую сторону), а посередине имеется две железнодорожные полосы. Этот факт делает сооружение одним из важнейших транспортных узлов Турции. Каждый день здесь проезжают бессчетное количество авто и сотни тысяч тонн груза.

Назван мост в честь султана Селима Явуза, знаменитого тем, что в 16 веке он значительно увеличил территорию Османской империи за счет присоединения к ней Леванта и Египта.

Тоннели

Помимо надводных конструкций, тоннели — это еще один удобный способ сообщения между западной и восточной частями Стамбула. В настоящее время комплекс сооружений представлен автомобильным тоннелем «Евразия» и железнодорожным «Мармарай». Также ведутся работы по подготовке к строительству Большого Стамбульского тоннеля, призванного объединить в себе автодороги и ж/д пути.

«Мармарай»

Название этого тоннеля произошло от слияния двух слов: «Marma» — «Мраморное море» и «ray» — «рельсы». Такое имя было выбрано неспроста: тоннель находится на выходе Босфора в Мраморное море.

Строительство было начато в 2004 году, а открытие состоялось спустя 9 лет. Работы продолжаются и по сегодняшний день, что неудивительно. Проект является амбициозным и позволяет удобно перемещаться не только по Стамбулу, но и добираться до близлежащих городов и достопримечательностей. Постепенно открываются новые станции, а инфраструктура развивается. При проектировании планировалось, что «Мармарай» будет пропускать до полутора миллионов пассажиров ежедневно.

Общая протяженность тоннеля — 13,6 километров, а всей транспортной сети — более 80. Самая глубокая точка — 60 метров над поверхностью воды. Сооружение представляет собой погружную конструкцию, состоящую из 11 сегментов. Подводный участок движения поездов — отрезок пути длиной в 1,5 километра. Скоростные составы позволяют сократить время дороги из азиатской части Стамбула в европейскую до 5 минут. На пароме это занимает примерно полчаса.

Строительство «Мармарая» призвано разгрузить движение на мостах через Босфор. Планируется, что по завершении всех работ доля ж/д транспорта будет составлять до 27% от общей транспортной сети Стамбула.

«Евразия»

Примерно в километре от «Мармарая» пролегает автомобильный тоннель «Евразия», открытый для движения в 2016 году. Находится у выхода пролива в Мраморное море. Общая протяженность сооружения составляет 14,6 километров, а длина участка, пролегающего под Босфором — 5. Максимальная глубина достигает 104 метров. Тоннель состоит из двух ярусов. По верхнему движение осуществляется в направлении азиатской части города, по нижнему — в обратную сторону. Скорость движения по «Евразии» ограничена 70 км/ч. Тем не менее дорога через тоннель занимает всего 5 минут.

Трехлетние строительные работы, финансируемые совместными усилиями правительств Турции и Южной Кореи, привели не только к снижению нагрузки на мосты, но и позволили существенно сократить расходы населения на топливо.

«Евразия» построена с максимальной заботой о безопасности. Через каждые 200 метров здесь находятся укрытия и пункты медпомощи, а также аварийные выходы на другой уровень.

Морские порты

Статус главной «артерии», соединяющей несколько морей, обуславливает наличие на территории, омываемой водами Босфора, морских портов. Здесь находятся стоянки туристических лайнеров, военных кораблей, а также центры хранения и транспортировки грузов. Морские порты — один из важнейших элементов экономики Турции, обеспечивающий ей стабильный рост. Расположенный на обоих берегах Босфора Стамбул является не только важнейшим туристическим центром, но и располагает главными портами страны: Хайдарпаша, Каракей, Йеникапы. Все они соединены разветвленной транспортной сетью для обеспечения удобства логистики. Территория портов разделена на Внутреннюю, Среднюю, Внешнюю и Азиатскую гавани. Во Внутренней расположены судоремонтные заводы и верфи, базы военно-морских сил. Средняя обслуживает грузовые суда. Также здесь останавливаются туристические лайнеры. Внешняя гавань представляет собой стоянку кораблей. В Азиатской осуществляется погрузка и разгрузка судов на железнодорожные составы.

Достопримечательности на берегах Босфора

Помимо уже упомянутых нами мостов, тоннелей и гаваней Босфор располагает множеством интересных мест, представляющих туристическую и историческую ценность. Остановимся на самых примечательных.

Две башни

В неспокойном 15 веке Босфор перекрывался цепью. Для этих целей на азиатском и европейском берегах были возведены крепости Анадолу Хисары и Румели Хисар соответственно. Представляют собой одни из древнейших сохранившихся в Стамбуле исторических сооружений.

Дворец Долмабахче

Построен в 19 веке, когда Османская империя поставила целью превзойти европейские страны не только военной мощью, но и архитектурными изысками. Здание выполнено в стиле барокко, а для его украшения было использовано несколько тонн золота. Сейчас здесь находится выставка картин Айвазовского, написанных для султана Абдул-Азиза.

Софийский собор

Возведена в 6 веке императором Юстинианом. Являлось одним из главных символов христианства той эпохи, а также самым большим культовым сооружением. Впоследствии Османская империя захватила Константинополь и превратила храм в мечеть.

Румелихисар

Султан Мехмед II приказал построить эту крепость для закрытия Константинополя от Черного моря и подготовки к дальнейшему штурму великого города. Румелихисар стоит там, где ширина пролива составляет всего 1 километр. Ее название переводится как «перерезающая горло»: после возведения крепости какое-либо судоходство по Босфору без ведома османов стало невозможным.

Голубая мечеть

Эта уникальная мечеть была построена в начале 17 века по велению Ахмеда I. В ее оформлении использовался мрамор, а место для отправления молитв и вовсе было высечено из цельного фрагмента этой драгоценной породы. Примечательным является наличие в мечети Черного камня, доставленного сюда из Мекки — главной мусульманской святыни.

Йорос

Неподалеку от места впадения Босфора в Черное море находятся руины этой древней крепости. Еще во времена античности здесь находились фортификационные сооружения. Впоследствии крепость восстанавливалась и укреплялась в византийский и османский периоды. В 19 веке крепость перестала использоваться по назначению и пришла в упадок.

Гарипче

Еще одна крепость, расположенная у соединения пролива и Черного моря. Возвели ее генуэзцы в 15 веке в целях защиты входа в Босфор. В настоящее время представляет интерес богатой природой окружающей территории. Также неподалеку находится Мост султана Селима Явуза.

Экскурсии по проливу Босфор

Тем, кто желает насладиться прекрасными видами на Босфор, предлагается несколько решений. Можно воспользоваться общественным транспортом. Маршруты пролегают по трассам, расположенным у берегов пролива: туристы могут ознакомиться с наиболее интересными местами и достопримечательностями. Также здесь ходят прогулочные паромы. Средняя продолжительность обзорной экскурсии обычно составляет до полутора часов.

Стоит отметить, что в Стамбуле действует муниципальная компания IDO, которая занимается организацией круизов по проливу. Суда оборудованы аудиогидом на нескольких языках. Кассы находятся на пристани Эминеню.

Широкий выбор круизов и экскурсий предлагают также частные компании. К примеру «Султан-Кайкалан» организует прогулки по воде на лодках, стилизованных под старые османские суда. Такие экскурсии обычно занимают один час.

Как добраться

Пролив расположен в самом центре Стамбула. Добраться до него можно несколькими способами. Здесь находится станция метро «Kadıköy» и трамвайные остановки «Çarşi», «İskele Cami», «Kadıköy İDO». Также здесь проходит поезд «Мармарай» и автобусы NoNo 9К, 14А, 14А-К, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19М, 19S, 222, 13Y, 14A, 14M, 15B-K, 19E, 19T, 20E. Кроме того, всегда можно воспользоваться одним из многочисленных сервисов такси.

Пролив Босфор на карте

Заключение

Посещение Босфорского пролива — это возможность ощутить мощь и красоту природы, а также проникнуться историей и культурой этого региона. Его переливающиеся на солнце воды оставляют незабываемые впечатления и дарят возможность воочию увидеть линию, разделяющую европейскую и азиатскую части континента.