Собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле

Каждому, кто бывал в Стамбуле, наверняка известно величественное здание Собора Святой Софии, в настоящее время являющееся мечетью Айя-София. Окруженное четырьмя шпилями минаретов и увенчанное куполом, оно привлекает туристов не только монументальной архитектурой и уникальными мозаиками, но и своей богатой и непростой историей, берущей начало в IV веке. Христианские элементы соседствуют здесь с мусульманскими, дополняя друг друга и делая это место значимым для представителей обеих религий. О том, кем и когда был построен древний храм, об особенностях архитектуры и современном состоянии Айя-Софии читайте в нашей статье.

История

Христианский храм на территории Константинополя в районе площади Августеон был построен в IV веке. В записях византийского историка Сократа Схоластика он именуется Софией. Именно здесь в 380 году Григорий Богослов был выбран новым архиепископом Константинополя. Спустя 24 года храм сгорел в пожаре во время восстания городского населения. Аналогичная участь постигла восстановленный храм и в 415 году. По велению императора Феодосия II здесь была возведена базилика, но и она простояла недолго: в 532 году ее уничтожил пожар во время очередного народного восстания.

Новый храм был построен по приказу Юстиниана I на этом же месте. Он должен был украсить Константинополь и стать символом величия и силы Византийской империи. Также он должен был символизировать искупление десятков тысяч жертв бунта. Для этих целей площадь под строительные работы была увеличена: скупались прилегающие участки, а постройки, расположенные на них, демонтировались. 

К работам над проектом Софии были привлечены лучшие зодчие, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, ранее построившие прообраз нового храма — Малую Софию. При возведении использовались дорогие и редкие материалы: драгоценные металлы, слоновая кость, мрамор. Из храмов Рима и Эфеса сюда были привезены величественные колонны. Юстиниан даже планировал покрыть стены храма золотом, но из-за неблагоприятных прогнозов астрологов отказался от этой идеи. Тем не менее, сооружение получилось настолько великолепным, что в народе начали ходить легенды о том, что в строительстве принимали участие божественные силы, что неудивительно: стоимость Софии составила доход империи за три года. 

В 537 году работы были завершены и церковь, которую сразу стали именовать «великой», была освящена и открыта для богослужений. Работу храма обеспечивало до 600 человек, среди которых числились священники, диаконы, чтецы, певчие и обслуживающий персонал. Спустя несколько лет Константинополь потрясло сильное землетрясение. Оно частично разрушило собор и повредило купол. Восстановительные работы придали «навершию» храма заостренную форму. В X веке случилось еще одно землетрясение: купол Софии был серьезно поврежден. На фасаде собора были установлены дополнительные подпорные конструкции, что обусловило сильное изменение его экстерьера. Работы по реконструкции купола выполнил известный армянский зодчий Трдат.

Следующей вехой в истории храма, как и всего христианства, стало отлучение от церкви патриарха Михаила Керуллария в 1054 году. В ответ он издал грамоту о предании Папы Римского анафеме.

В середине XV века Константинополь был захвачен Османской империей. Султан Мехмед II был впечатлен архитектурой и изяществом Собора Святой Софии и совершил здесь традиционную молитву — намаз. Он приказал своим солдатам не повреждать внутреннее убранство — мозаики и христианские реликвии. Тем не менее, все золото и драгоценности из храма были вынесены, а ворота сломаны. В дальнейшем велись работы по переоборудованию собора в мусульманскую мечеть. Вокруг строения появилось четыре традиционных минарета, а мозаики были скрыты под штукатуркой.

До XIX века Айя-София не реставрировалась. Спустя почти пять столетий здание обветшало и грозило обрушиться. В ходе работ были укреплены несущие колонны и купол. Также под слоями штукатурки были обнаружены отлично сохранившиеся древние мозаики. Султан Абдул-Меджид приказал оставить только нейтральные фрагменты, а лики святых и прочие напоминания о христианском наследии храма Святой Софии вновь были скрыты.

В 1935 году, уже при Турецкой Республике, здание мечети Айя-Софии стало музеем. В связи с этим со стен была убрана штукатурка, и посетителям предстали скрытые ранее уникальные мозаики и фрески.

Впоследствии многие международные организации выступали за возвращение Софии статуса православного храма. В 2020 году правительством Турции было принято решение о том, что Айя-София может использоваться в качестве мечети. Решение вызывало много споров, но вместе с тем и сделало доступ на территорию исторического храма бесплатным для всех желающих.

Архитектура

Здание Софийского Собора представляет собой вытянутый прямоугольник со сторонами 70 и 75 метров. Крышу здания венчает заостренный купол высотой 31 метр в виде полусферы, состоящей из 40 арок. Каждая из арок имеет окно, благодаря чему пространство внутри собора представляется шире и «воздушнее». Также отличному естественному освещению способствует 180 окон, расположенных на стенах. Если поднять взгляд, можно увидеть, что крыша здания состоит не только из основного, но и дополнительных куполов: они призваны распределить нагрузку на конструкции собора.

Внутри Айя-София разделена на три нефа. Самый большой находится в центре, а меньшие — по бокам: вместе они составляют крест. Здесь также установлено 104 колонны. Они распределены по двум ярусам: 64 на галерее и 40 на нижнем этаже.

На территорию собора можно было попасть через девять ворот. Наиболее примечательными из них являлись Императорские. Такими они остаются и на сегодняшний день. По одной из легенд, при их строительстве якобы были использованы обломки Ноева ковчега. Тем не менее, для прохода на территорию храма даже императорской семьей использовались более скромные ворота — Хорологион, в наше время являющиеся входом для экскурсионных групп и туристов. За ними расположен Вестибюль воинов — бывшее охранное помещение. Отсюда на верхний уровень ведет лестница, по которой можно попасть в галереи (другое название — хоры).

Когда Софийский Собор стал мечетью, внутреннее убранство было преобразовано в соответствии с мусульманскими традициями. Был возведен мимбар — кафедра, с которой мулла выступает перед прихожанами. Построен он был не там, где до него возвышался алтарь, а с некоторым смещением, чтобы верующие молились, обратив лицо к главной святыне мусульман — Мекке. Купол был богато декорирован сурами, а каноничные для христианских храмов свечи сменили лампадами. На первом этаже также было отведено помещение для библиотеки султана Махмуда I, отгороженное позолоченной резной решеткой. Сейчас в нем нет книг: они сохранились, но были рассредоточены по разным музеям и выставкам.

Архитектура Собора Святой Софии с внесенными историей изменениями отлично сохранилась до нашего времени, что делает его не только важным духовным местом для двух религий, но и позволяет нам стать свидетелями грандиозных замыслов правителей древности, воплощенных в жизнь.

Мозаики Айя-Софии

Безусловно, мозаики, украшающие своды древнего собора, заслуживают отдельного упоминания. Первая из них появилась еще в IX веке. Спустя столетия она по-прежнему украшает апсиду и расположенную рядом виму. Мозаика изображает Богородицу с младенцем Иисусом на коленях. По оба ее плеча стоят архангелы, но до нашего времени сохранился лишь тот, что слева — Гавриил. Благодаря грамотному сочетанию фрагментов разных размеров создателям мозаики удалось добиться эффекта перелива, когда на изображение попадает естественный свет.

В конце столетия появляется мозаика, изображающая Иисуса Христа на троне с Евангелием в руках. Страница, на которой открыта одна из главных книг христианства, гласит: «Мир вам. Я свет миру».

Мозаики Софийского Собора, помимо святых, изображают и реальных исторических лиц, соседствующих с фигурами Девы Марии, Христа, его двенадцати апостолов и христианских пророков. Например, в восточной части галереи храма находится интересное панно, представляющее императрицу Зои и ее супруга, императора Константина, стоящих перед Иисусом.

Имеется на стенах собора и портрет-мозаика, изображающая молодого императора Александра во время его вступления на престол. Правитель предстает в парадном облачении и величественно держит в руке один из символов власти — державу. Вокруг мозаики размещены медальоны с именем императора и обращением к Господу, зашифрованным в монограмму.

Над выходом из южного вестибюля сохранилась мозаика, датируемая концом 10 века. Она изображает Богоматерь с младенцем-Иисусом на коленях, а по сторонам от нее — императоры Константин и Юстиниан, протягивающие ей Константинополь и Софийский Собор соответственно.

Интересные места и постройки на территории Софии

Минареты

Стройные шпили минаретов вокруг мечети Святой Софии строились в разные периоды времени. Первый, юго-западный, был возведен во времена султана Мехмеда II. Северо-восточный — при его сыне — Баязиде II. Два остальных построены при 11 и 12 султанах Османской империи — Селиме II и Мураде II. В последующем, во время ремонтных работ в XVI и XIX веках, башни укреплялись и украшались характерными для мусульманской культуры архитектурными элементами. Несмотря на споры, до сих пор ведущиеся из-за религиозно-исторической принадлежности Софийского собора, минареты придают ему узнаваемый вид и свидетельствуют о тесном переплетении двух непохожих друг на друга культур.

Пуп Земли

В религии и мифологии Пуп Земли — это место, представляющее собой центр мира, символизирующее гармонию и сакральность. Пупов Земли, выраженных в виде архитектурных объектах, несколько. Один можно найти на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, другой — в Дельфах. Пуп Земли имеется и в Соборе Святой Софии в Стамбуле. В исторические времена здесь проводились коронации императоров Византии и Восточно-римской империи. Напротив алтаря, на полу, находится плита из шлифованного мрамора с декоративными вставками из разноцветных камней. Здесь, в самом центре, стоял церемониальный трон императора, а вокруг него располагались подданные и приближенные.

Место крещения

Согласно Повести временных лет княгиня Ольга приняла крещение в Софийском Соборе Константинополя в середине 10 века. Ее крестил сам император Константин, который, если верить легенде, хотел взять ее в жены. При крещении она получила имя Елена, а Константин стал ее крестным отцом: свадьба не состоялась. Сегодня посетители могут увидеть просторный двор и сохранившуюся купель — историческое место, где крестили русскую княгиню.

Императорские ворота

Как мы отметили ранее, наиболее масштабными из 9 ворот, ведущих в Софийский Собор, являются Императорские. Они использовались для религиозных и торжественных церемоний и, несмотря на свое архитектурное величие, не использовались как основные. Даже императорская семья входила в храм через более скромные ворота — Хорологион. Императорские ворота достигают 7 метров в высоту. По одному из преданий, при их изготовлении была использована древесина из Ноева ковчега. Створки ворот украшает изображение императора Льва VI, преклонившего колени перед Христом.

Интересные факты

  • Перед тем, как храм Софии стал мусульманской мечетью, он являлся крупнейшим в мире православным собором.
  • Некоторые источники XV века сохранили записи о том, что незадолго до падения Константинополя перед войсками Османский империи, в здании храма наблюдались яркие вспышки и свет, впоследствии покинувший собор через окно. Предполагалось, что этот случай символизировал начало новой эпохи для собора — мусульманской.
  • Предание гласит, что когда в храм ворвались солдаты Мехмеда II, одна из стен храма «поглотила» священника, проводившего в это время службу. Считается, что если приложить ухо к стене, можно до сих пор услышать шум — его молитву о спасении.
  • Еще одна достопримечательность Софии — «холодное» окно. Оно находится на южном фасаде здания. Из него доносятся прохладные дуновения воздуха, даже если на улице стоит сильнейшая жара. Возможно, это обусловлено особенностями расположения окна.
  • Одна из стен, если верить очередному преданию, сохранила отпечаток руки самого Мехмеда II. Считается, что он въехал в Софию верхом на коне, и животное, испугавшись толпы солдат и творящегося беспорядка, стало на дыбы. Мехмед, чтобы не упасть, оперся ладонью об одну из стен.
  • Сохранились свидетельства XV–XVI столетий, что под собором в те времена находились огромные резервуары с водой. Современные исследования показали, что под землей здесь действительно имеется разветвленная сеть тоннелей, но сами резервуары обнаружить не удалось.
  • Одна из достопримечательностей, и по совместительству — часть общего архитектурного памятника — «плачущая колонна». Считается, что еще Юстиниан прикладывал к ней лоб, чтобы избавиться от мучивших его головных болей. Достоверно причину возникновения влаги на колонне установить не удалось.
  • Айя-София также является усыпальницей султанов Османской империи и членов их семей. Шести- и восьмиугольные помещения находятся рядом со входом в собор. Здесь покоятся Селим II, Мурад III и Мехмед III. Вход в гробницы свободный.
  • Кошка по кличке Гли родилась в 2004 году и все XVI лет своей жизни провела на территории Айя-Софии. Она была любимицей туристов и местного населения — настоящим талисманом мечети. Некоторые верили, что в ней воплотился дух самого Юстиниана.

Режим работы 

Музей-мечеть Айя-София открыт для туристов с 10:00 до 22:00. Вход на территорию свободный. Здесь часто бывают очереди, особенно в туристический сезон. Средняя стоимость экскурсий в Айя-София составляет 700 лир (примерно 2500 рублей). Как мы отметили ранее, с 2020 года София вновь была объявлена мечетью, поэтому при посещении не стоит забывать о перерывах в работе музея на намазы. Кроме того, в работе музея есть стандартные изменения в режиме работы, обусловленные мусульманскими праздниками, к примеру — Рамаданом. Если вы планируете посетить Стамбул в эти дни, лучше заранее уточнить график работы мечети. Вся необходимая информация публикуется на официальном портале музеев Стамбула. Сайт доступен, в том числе, на английском языке. Кроме того, можно сверяться с расписанием намазов. 

Как добраться до собора Святой Софии 

Собор находится в центре европейской части Стамбула на площади Султанахмет. Для местных это как наша Красная площадь, а вот у туриста, незнакомого с самым густонаселенным городом Турции, все же могут возникнуть вопросы. Наиболее оптимальным способом добраться до Софии является метро. В Стамбуле разветвленная сеть метро включает не только подземный транспорт, но также и трамваи, фуникулеры и канатные дороги. Рядом с собором есть трамвайная станция «Султанахмет». Здесь останавливается маршрут № T1. Прямо со станции, если смотреть вдоль путей, открывается вид на здание Айя-Софии: четыре острых минарета и полукруглый купол. Его точно не получится пропустить. 

Заключение  

Собор Святой Софии в Стамбуле остается бесспорным символом великой истории и культурного наследия современной Турции. Соединяя в себе величественные архитектурные формы византийских времен и влияние османской эпохи, это величественное сооружение привлекает тысячи туристов и паломников со всего мира.

Собор служил христианской церковью почти тысячу лет, а затем был преобразован в мечеть после завоевания Константинополя Османской империей. Многогранная история и переходы от религии к религии делают Айя-Софию поистине уникальной. Посещение этого чуда архитектуры оставляет непередаваемое впечатление: уникальное сочетание мозаик и фресок, грандиозный купол и колонны, атмосфера духовного возвышения.

Сегодня Собор Святой Софии служит символом толерантности и мира, объединяя различные вероисповедания и культуры в уникальном храме мирового наследия. Этот монументальный символ пережил много перемен и тяжелых испытаний, но с веками становился еще крепче и величественнее.